EnRu

+7 (495) 974-73-10

В. Энтин — «Профессия — журналист»: Вправе ли газета без спроса и без оплаты перепечатывать телепрограмму?

Это тот случай, когда простое «можно» или «нельзя» никого не устроит. Спор по поводу права на программы телепередач давний. Он развел по разные стороны баррикад журналистов печатной и электронной прессы. С ним обращались в Палату по информационным спорам. Национальная ассоциация радио- и телевещателей вместе с Секретариатом Союза журналистов России предприняли попытку найти приемлемое решение... В результате каждый остался при своем внутреннем убеждении, что приемлемым может быть только решение в его пользу.

Ну а как правильно?

Попробуем отвлечься от эмоций и провести юридический анализ проблемы. Прежде чем рыться в справочниках, нужно определить, что такое программа телепередач с точки зрения Закона об авторском праве и смежных правах. Как известно, получать разрешение на воспроизведение и платить за это обусловленное договором вознаграждение необходимо в том случае, если программа телепередач является объектом авторского права.

Статья 6 Закона помогает нам отделить зерна от плевел. Она говорит, что «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способов его выражения». Посмотрим, попадает ли программа телепередач под указанное определение.

Ссылка на то, что художественные и прочие достоинства не имеют значения, избавляют нас от необходимости говорить о творческой самостоятельности, оригинальности и новизне. Все это несущественно. Перед нами текст. Как таковой он является охраняемым объектом, независимо от того, каким трудом он достался автору или большому авторскому коллективу.

Посмотрим на дело с другой стороны

Нельзя ли подвести данный текст под один из случаев, когда законодатель специально изъял использование некоторых категорий текстов из сферы правовой охраны авторства?

Телевизионная программа где-то сродни расписанию поездов. Она является графиком появления передач в эфире. В качестве такового она является своеобразным внутренним документом телевизионной компании. Однако законодатель не считает охраняемыми, с точки зрения авторского права, только официальные документы. Дабы пресечь соблазн расширительного толкования, Закон в статье 8 поясняет, что таковыми следует считать «законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы». Иначе говоря, речь идет только о документах, связанных с функционированием государственной власти. При всем желании под понятие документа нельзя подвести даже программу Российского государственного телевидения. Никакие спекуляции типа того, что пресса как-никак Четвертая власть, здесь не помогут. Закон четко указывает, какие именно ветви власти он имеет в виду.

Остается последняя лазейка. В этой же статье Закона сказано, что «не являются объектами авторского права:...сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер».

Казалось бы, вот он искомый повод сказать с гордо поднятой головой: «Я просто сообщаю информацию о том, что будет показано и во сколько». Однако события и факты описываются разными словами, а названия телепередач повторяются слово в слово. Поэтому выдать использование чужого текста за сообщение о событии, которое наступит сегодня вечером, не удастся.

Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» рассказал, как Воланд сообщал уважаемому члену массолита, что произойдет нынче вечером на Патриарших прудах. Это была информация о событии или, если хотите, о будущем факте. Ее можно облечь в любую словесную оболочку, что впоследствии успешно делали герои романа. Программа телепередач тест на многовариантность не выдерживает.

Можно, конечно, пробовать «растворить» чужой текст в собственном, пытаясь цитировать телепрограмму. Статья 10 допускает использовать произведение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения путем цитирования. Но здесь есть ряд ограничений. Первое — объём. Цитировать можно только отрывки из произведения. Кроме того, надо обязательно указать имя автора и источник заимствования. Несоблюдение этих требований лишает возможности ссылаться на данную статью закона.

Если нельзя, но очень хочется

В редакцию журнала «Профессия журналист» пришел факс из Самары от телерадио-компании «Орион». Она заключила договоры с рядом газет о публикации своих программ с соответствующей оплатой. Некоторые же издания (в редакцию прислали вырезку из газеты «Пульс Поволжья») решили вместо телепрограмм (но в виде телепрограмм!) устроить игру с читателями: кто с большей точностью угадает, что покажут своим зрителям местные телекомпании «СКаТ» и «Орион». Кто-то читательские прогнозы может принять за истинные телепрограммы, и зрители получат искаженную, недостоверную информацию. Телевизионщики не без оснований воспринимают такие газетные игры как подрыв деловой репутации. Естественно, недовольны обманувшиеся телезрители, недовольны рекламодатели, есть претензии от постоянных деловых партнеров по телеэфиру «ТНТ» и «РЕН-ТВ». И все это сказывается на итогах производственной деятельности компании, ведет к падению ее рейтинга. Налицо конфликтная ситуация между теми, кто хочет сэкономить, не платя за право размещения телепрограмм, и теми, кто остаётся в накладе.

Любой конфликт, в том числе и в информационной сфере, требует индивидуального подхода и четкости юридических действий. Российское законодательство предусматривает различные средства защиты от незаконного использования интеллектуального продукта. Здесь нужны адвокаты. Насколько мне известно, у Межтерриториальной коллегии адвокатов «Клишин и Партнеры», консультации которых есть в Белгороде, Владимире, Иркутске, Казани, Красноярске, Липецке, Нальчике, Нижнем Новгороде, Перми, Самаре, Санкт-Петербурге, Тюмени, Хабаровске, Чебоксарах, имеется возможность привлечь высококвалифицированных специалистов для решения проблем, связанных с интеллектуальной собственностью.

Опыт показывает, что у любой проблемы всегда есть решение, основанное на законе. Главное — суметь его найти.

Владимир ЭнтинВладимир ЭНТИН, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности МКА «КЛИШИН И ПАРТНЕРЫ»

Источник: «Профессия — журналист» № 1, 2000 г.

Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на источник.