EnRu

+7 (495) 974-73-10

ВТО и интеллектуальная собственность. Плюсы и минусы присоединения к Всемирной торговой организации с точки зрения индустрии информации и развлечений

Вступление во Всемирную торговую организацию, о необходимости которого говорит российское правительство, требует жертв. А именно: дополнительных обязательств по охране интеллектуальной собственности прежде всего иностранных правообладателей.

Советская практика

Краткий экскурс в историю поможет нам понять, во что обойдется «вступительный взнос». Искусство принадлежит народу. Под этим лозунгом при советской власти у отечественных авторов отобрали имущественные права, заменив их ставками гонорара. Ставка зависела от должности пишущего. Советское законодательство об авторском праве предусматривало выплату авторского вознаграждения за произведение в течение относительно короткого срока. По его окончании произведение можно было свободно воспроизводить, переводить, перерабатывать в сценарии и телепостановки, не спрашивая разрешения у автора и не платя ему вознаграждения. Имущественные права иностранных авторов не охранялись.

Произведения иностранных авторов, а также отечественных, срок охраны имущественных прав на которые истек, считались находящимися в общественном достоянии. Действующее законодательство обозначает этим термином совокупность результатов творческой и интеллектуальной деятельности, имущественные права на которые не охраняются. Это значит, что произведения, попавшие в общественное достояние на территории Российской Федерации, могут свободно использоваться там всеми желающими. Возможность не платить авторам обеспечивало прибыльность издательств и всего культурного бизнеса.

Приобщение Советского Союза к международному разделению труда, мировое признание его достижений в области науки и культуры уравновесило импорт и экспорт интеллектуальной продукции. С 1 января 1973 г., года присоединения СССР к Всемирной конвенции по охране авторских прав (Женевской конвенции в редакции 1952 г.), у нас стали охраняться авторские права иностранцев. Но эти права охранялись только в том случае, если иностранные произведения были созданы после 1 января 1973 г. За использование зарубежных произведений, созданных после 1973 г., приходилось платить.

Российские интересы и американский опыт

С 3 августа 1993 г. на территории России вступил в действие федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Идя навстречу интересам издательств и других правообладателей, срок охраны исключительных имущественных прав авторов был увеличен до 50 лет, считая с 1 января года, следовавшего за годом смерти автора. Вложения в автора, его раскрутку стали гораздо более привлекательными для издателей. Да и сам приз стал гораздо весомее. В соответствии со ст. 16 Закона автор получил многообразные права на исключительное использование созданного им произведения. Ему стало что продавать. Одновременно с этим существовала и кислородная подушка для издательств, позволявшая им существовать за счет выпуска документов и нормативных актов, которые авторским правом не охраняются, а также произведений, перешедших в общественное достояние.

Но сфера общественного достояния впервые была сужена. В постановлении о введении Закона в действие предусматривалось, что 50-летний срок охраны авторских прав применяется в тех случаях, когда он не истек к 1 января 1993 г. Вопрос о том распространяется ли это правило и на те произведения, которые уже перешли в общественное достояние, оставался открытым.

Суд заполнил образовавшуюся лакуну. Судебная практика распространила 50 летний срок охраны на те произведения, которые ранее охранялись на территории России. Иностранцы, чьи права не охранялись изначально, остались ни с чем. Присоединение России в 1995 г. к Бернской конвенции ничего здесь не изменило. Однако давление на Россию с требованием пересмотреть условия охраны иностранных произведений усилилось.

В том же сегрегационном ключе был решен вопрос о защите прав, смежных с авторскими. Этому способствовало то обстоятельство, что права производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, артистов-исполнителей находились вне сферы международных обязательств СССР и России. Культурный голод на ранее полузапретную иностранную продукцию позволил встать на ноги и окрепнуть многочисленным частным издательствам, изготовителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания. Это был, наверное, единственный случай, когда Россия извлекла для себя пользу из американского опыта. Культурная индустрия США пиратствовала на протяжении первой половины ХХ века. Это позволило ей накачать экономические мускулы. Присоединиться к международным конвенциям по охране авторских прав в США сочли целесообразным лишь тогда, когда они превратились в страну-экспортера продукции, охраняемой авторским правом. Речь идет в первую очередь о кинофильмах и компьютерных программах.

Срок передышки для России в отношении смежных прав ограничился тремя годами. Признав существование смежных прав с 3 августа 1992 г., Российская Федерация взяла на себя обязательство защищать интересы иностранных производителей фонограмм с марта 1995г.

Чего ждать от ВТО?

Присоединение к ВТО предполагает распространение национального режима на все виды иностранной интеллектуальной собственности независимо от того, охранялась она ранее на территории России или нет. В этом случае, те изъятия, которые допускает действующее законодательство в отношении ранее изданных иностранных произведений, исполнений и передач, придется сдать в архив. Таким образом, многие произведения, которые ранее можно было перепечатывать, воспроизводить на компакт-дисках или транслировать почти даром, станут значительно дороже. Настолько дороже, что приобщение к мировой культуре и науке станет мало доступным. Невидимая рука рынка может натворить больших бед, если ее не станет направлять рука государства.

Сейчас сроки охраны имущественных прав отечественных и иностранных авторов в зависимости от объекта охраны рассчитываются по формуле: 50 лет от года создания либо кончины последнего из соавторов. Длительность сроков охраны исключительных прав служит главным образом интересам правообладателей, которые получили право на использование произведения.

Во многих странах Европы срок охраны авторских прав увеличен до 70 лет. Следование европейской моде может стать тяжелым экономическим бременем. Вырвав из сферы общественного достояния значительный пласт произведений отечественных и иностранных авторов, мы удорожаем доступ к культурному и научному наследию.

Есть еще одно соображение. Авторское право является инструментом, обеспечивающим инвестиционную притягательность культуры. На сегодняшний день многие правовые механизмы, обозначенные в действующем законодательстве, остаются лишь замыслом. Практически неограниченные возможности частного копирования передач, фильмов, отрывков книг и статей, помещение их в интернет должны быть уравновешены компенсацией, выплачиваемой создателям пользующихся успехом произведений и их издателям. В статье 26 Закона об авторском праве такая возможность заложена. Но сбор соответствующих отчислений не под силу организациям по коллективному управлению имущественными правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм.

И еще. Во Франции национальное кино финансируется за счет популярности кинематографа. Установленный законом процент стоимости билета, проданного на любой фильм, идет в фонд развития национального кинематографа, из которого частично финансируется создание собственного кино.

Присоединение к ВТО и безусловное распространение национального режима охраны авторских и смежных прав на иностранцев — это лишь шаг в правильном направлении. Кстати говоря, идти в другую сторону нам никто не позволит. Шаг в сторону или назад может поставить крест на наших интеграционных усилиях.

Труднее другое. Нужно вести государственную политику, которая создает условия для баланса интересов создателей и изготовителей произведений с интересами пользователей и общества.

Владимир ЭнтинВладимир Энтин, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности МКА «Клишин и партнеры»

Источник: Журнал «Среда» № 11 (26), ноябрь 2000 г.

Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на источник.